Опора на визуальный образ текста при обобщении знаний о разделах лингвистики в 5-6 классах

*«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». *

(К.Г.Паустовский)

Почему говорят, что наш язык богат, ярок, выразителен? Что за этими словами стоит? Как можно понять смысл этих слов? Как часто мы произносим эти фразы, ведя уроки русского языка, а в сознании школьников они даже не задерживаются. Чтобы ученики смогли наглядно представить богатство языка, его способность эмоционально и красочно рисовать образы, передавать эмоции, можно в качестве основы урока использовать яркий текст и при обобщении лингвистического материала опереться на его визуальный образ, созданный автором.

Приведем пример урока «Красота и богатство родного языка» в 6 классе, в основу которого была положена работа с этюдом Юрия Коваля «Снегири и коты».

Весь урок строится на работе с рисунком, на котором изображены ствол и ветви дерева (дерево – один из основных образов выбранного для работы текста). Это дерево – модель нашего родного языка, которая отражает все его уровни. В то же время оно будет иллюстрацией к тексту, которую мы будем создавать на протяжении всего урока: нам нужно будет одеть это дерево. Каким образом? При помощи знания изобразительно-выразительных средств русского языка, которые Ю.Коваль использовал при написании своей миниатюры!

В начале урока обязательно приводим небольшую справку.

Юрий Коваль один из самых известных и любимых детских писателей СССР и России, его книги многократно переиздавались и переиздаются. За свои произведения он был удостоен премии Всесоюзного конкурса за лучшее произведение для детей и многих других премий.

Затем учитель заинтересовывает учащихся: «Мы сегодня побудем художниками и создадим свою картину, отражающую языковые средства, которые использовал автор в художественном тексте».

Затем звучит текст в исполнении учителя. Учащимся важно именно послушать произведение в исполнении учителя, он передаст голосом и шуршание снега, и воркование снегирей. Учитель просит внимательно послушать текст и подумать, о чем это произведение?

Заглавие миниатюры намеренно не зачитывается учителем, потому что ребята должны придумать его в течение урока.

*Поздней осенью, с первой порошей пришли к нам из северных лесов снегири. *

Пухлые и румяные, уселись они на яблонях, как будто заместо упавших яблок. А наши коты уж тут как тут. Тоже залезли на яблони и устроились на нижних ветвях. Дескать, присаживайтесь к нам, снегири, мы тоже вроде яблоки.

Снегири хоть целый год и не видели котов, а соображают. Все-таки у котов хвост, а у яблок – хвостик.

До чего ж хороши снегири, а особенно – снегурки. Не такая у них огненная грудь, как у хозяина-снегиря, зато нежная – палевая. Улетают снегири, улетают снегурки.

А коты остаются на яблоне.

Лежат на ветках и виляют своими яблочными будто хвостами.

После чтения текста учитель спрашивает, понравился ли им этюд, как они поняли, о чем эта зарисовка, какое время года описано и где все описанное происходит. Определяют стиль текста.

Важно обратить внимание школьников на то, какие слова указывают на время года (подняя осень, пороша). Важно поработать со словом пороша, выяснить его значение и особенности, которые выдают его русское происхождение. Пороша – выпавший ночью и переставший идти к утру снег. В слове есть характерное для исконно русской лексики полногласное сочетание оро (однокоренное слово – прах).

Начнем одевать наше дерево и «укроем» его корни, символизирующие истоки языка, порошей.

Что же делает текст Коваля красивым?

Обратимся к звукам. Какие звуки нам помогают представить происходящее? Что передают эти звуки? ([о],[а] – широта звучания; [п], [ш] – шуршание первого снега, последних листочков; [с`] – тоже шуршание и мягкость, плавность птичек; [ж], [р] - «работают» на ключевое слово «снегири»,создают как будто воркование снегирей, разговор с котами).

Предлагаем ученикам участвовать в эксперименте, который проводили ученые: определить, с каким цветом соотносятся звуки, использованные автором в данном произведении. А потом на заранее приготовленных лепестках ромашки соответствующим цветом записать транскрипцию каждого звука.

Прикрепим цветные листочки со звуками!

Сравним, что получилось у нас и у ученых.

[а] – густо-красный;

[j`а] – оранжевый;

[о] – желтый;

[э] – зеленый;

[и] – синий;

[у] – темно-синий;

[ы] – черный.

У моих ребят многое совпало. Можно обсудить, почему именно такие цветовые ассоциации возникают с каждым из звуков.

Обратимся к лексике миниатюры.

Коваль – великолепный художник слова. Посмотрим, как описаны герои миниатюры? Какие определения помогают нам представить их? Пухлые, румяные, нежная, палевая, яблочными... Обязательно спросим, что значит палевый (светло-желтый, обычно объясняют из франц. paillé – то же от paille солома). Спросим, как называется образное определение в тексте? (эпитет).

Прикрепим заранее приготовленный листочек с эпитетом на наше дерево. Спросим ребят, на что похожи пухлые и румяные снегири? Какое средство выразительности нам помогает их так представить? (сравнение снегирей и яблок)

Прикрепим на наше дерево сравнение – снегиря, грудка которого нопоминает спелое яблоко.

Обратим внимание ребят на слово заместо. Спросим, правильно ли так говорить и почему это слово есть в этюде? Если ребята затруднятся ответить, напомним, что действие происходит за городом, что текст написан очень просто и лаконично, передает простую речь. Миниатюра написана в художественном стиле, но в нем часто встречаются черты разговорного. Как правильно говорить? (Вместо.) Расскажем, что слово заместо просторечное, то есть слово, распространенное в нелитературной разговорной речи.

Поместим листочек с просторечием на дерево.

Посмотрим на последнее предложение. Почему это коты лежат на ветках и хвосты у них яблочные? На что они похожи?

Нам ведь в открытую не сказано, что коты похожи на яблоки, но мы это понимаем. Как называется такое средство выразительности? (Скрытое сравнение или метафора.)

**Посадим еще одного снегиря, теперь уже метафору, на дерево. На какой уровень (лексика)? **

Спросим, как ребята понимают, кто такие снегири и снегурки? Обратим внимание на суффикс –урк–. Он добавляет уменьшительно-ласкательное значение. В каких еще словах присутствует этот суффикс (дочурка, печурка)? А кого вообще-то называют снегурками (сказочного персонажа)? Подумаем, почему Коваль использует это красивое слово снегурки, которым обычно называют лаского сказочного персонажа? Подведем ребят к мысли о том, что снегири похожи на Снегурку, тоже румяные, тоже зимние, а еще само слово красиво по звучанию.

Сравним слова хвост кота и хвостик яблока. В чем разница? Один большой, другой – маленький. А что помогает почувствовать разницу (суффикс –ик–)?

Этот суффикс добавляет уменьшительно-ласкательное значение. Ведь даже снегири поняли, что коты отличаются от яблок длиною хвоста!

Повесим на наше дерево сразу два суффикса: редкий суффикс –урк– и уменьшительно-ласкательный суффикс –ик–. На какой уровень? (Словообразование)

Уровни морфологии и синтаксиса оставим намеренно незаполненными. Спросим ребят, как бы теперь, после обсуждения текста, они его озаглавили. Все варианты запишем на доске и прокомментируем. Очень важно, чтобы текст ничего не потерял при выборе лучшего названия. Наконец, скажем заглавие, которое дал сам Юрий Иосифович Коваль своей миниатюре – «Снегири и коты». Попросим ребят высказать свое мнение насчет этого названия. Может, сложится так, что какое-то из заглавий, данное учениками, и оригинальное совпадут. Ведь последнее точно и лаконично указывает на идею текста, сохраняя присущую этюду юмористичность.

Итак, у нас получилась картинка, которую мы создали вместе, одели наше деревце. Что нам помоло это сделать? Конечно, наш родной язык, который по праву называют богатым и красочным. Откуда мы брали «одежду» для дерева? Из художественного литературного текста. Русская литература наиболее полно воплощает все возможности нашего языка, именно она нам сегодня и помогла.

Попросим ребят дома закончить нашу картинку и поискать выразительные средства на последних уровнях дерева – морфологическом и синтаксическом.

Материалы

Материалы.doc