Устаревшие слова. Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи.

Предмет: Русский язык, 5 класс, по учебному комплексу под редакцией С.И. Львовой.

Тип урока: Открытие новых знаний. Развитие умений применять ранее изученные понятия.

Цель как деятельность учеников:

  1. узнать, что такое устаревшие слова, и научиться находить их в тексте;

  2. правильно употреблять устаревшие слова;

Задачи урока:

  1. развивать умения работать с научными понятиями и текстом;

  2. открыть с применением технологии проблемного диалога новое знание – существование в языке устаревших слов, причины их выхода из активного лексического запаса;

  3. развивать умения анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

  4. развивать умение определять цель урока, формулировать учебную проблему;

  5. определять степень успешности работы;

  6. развивать умение работать в парах и группах.

Оборудование урока:

  1. мультимедийный проектор;

  2. персональный компьютер;

  3. раздаточный материал:

    • распечатанные части пословиц и поговорок (из учебника С.И.Львовой, В.В.Львов «Русский язык» в пяти частях, упр. 708);
  4. презентация в формате PowerPoint.

ХОД УРОКА

Этап 1.

Блиц-опрос по разделу «лексикология и фразеология».

Начнем наш урок с повторения уже изученных понятий.

Задание : вставьте заимствованные слова в предложения, дающие их толкования. (слайды 1 - 5)

1.………….. – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение и употребление слов. (Лексикология)

2.………….. – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. (Антонимы)

3.………….. – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию (написанию), но совершенно разные по лексическому значению. (Омонимы)

4.................. - слова, употребляемые только жителями одной местности. (Диалектизмы)

5.................. – слова, употребляемые в речи людьми разных профессий. (Профессионализмы)

Этап 2.

Создание проблемной ситуации.

Мы уже знаем, что лексика делится на группы в зависимости от сферы употребления и от происхождения, сегодня нам предстоит познакомиться с еще одним основанием для деления лексики на группы.

Учащимся раздаются части русских пословиц с пропущенными орфограммами (они взяты из упражнения 708).

Перед вами части русских пословиц. Как вы думаете, что необходимо сделать? (Собрать пословицы).

Что получилось? (Обсуждение вариантов). Сверьте с образцом (слайд 6):

Как аршин ... пр_гл_тил.

**За семь вёрст ... киселя хл_бать. **

**Сам с вершок , а голова ... с г_ршок. **

Семи пядей ... во лбу.

Сам с н_готок, а ... б_р_да с л_к_ток.

Посмотрите на пословицы, что мы забыли сделать? **(вставить пропущенные буквы). **

Задание: запишите выражения, вставив пропущенные буквы (один ученик комментирует орфограммы).

Как вы понимаете смысл каждой из пословиц?

(Как аршин проглотил – о человеке, который держится неестественно прямо; За семь верст киселя хлебать - выражение неохоты отправляться в дальнюю, трудную дорогу; сам с вершок, а голова с горшок – о маленьком, но умном человеке; сем пядей во лбу – об очень умном человеке; сам с ноготок, а борода с локоток – о маленьком, но мудром человеке).

На какие слова вы опирались, когда объясняли значение выражений? (слова, обозначающие меры длины – аршин, верста, вершок, пядь).

Трудны ли они для понимания? Почему? (трудны, так как не используются сейчас).

Предположите, как называются такие слова? (старые, устаревшие и т.д.)

Как можно узнать их значение? (по словарю: аршин – мера длины, 0,7 м; верста – единица измерения расстояния, 1,066 м; вершок - старорусская единица измерения, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца, 4,5 см; пядь - старинная русская народная мера длины, равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки).

Сформулируем тему урока (Устаревшие слова, слайд 7).

Какова будет наша цель? (Узнать, что это за слова и научиться их узнавать и уместно употреблять, слайд 8).

Этап 3.

Открытие нового знания.

Вы поставили цель – узнать, какие слова называются устаревшими. Где мы можем получить необходимую информацию? (в учебнике).

Откройте стр. 51 и самостоятельно изучите текст параграфа, ответьте на вопросы (слайд 9).

Вопросы классу (для ответа на данные вопросы учащимся будет необходимо не только опираться на текст параграфа, но и обратиться к словарю – 5 часть учебника, а также воспользоваться читательским опытом).

**Какие слова называются устаревшими? **

Где они чаще всего встречаются? (в произведениях литературы)

Как обозначаются устаревшие слова в толковых словарях? (пометой устар.)

В произведениях литературы нам чаще всего встречаются следующие слова (слайд 10):

  • Очи

  • Ланиты

  • Уста

  • Рамена

  • Длань

  • Десница

Соотнесите их слова с современными. Запишите парами (слайд 11).

Этап 4.

Применение нового знания на практике.

Вы поставили целью научиться узнавать устаревшие слова и правильно их употреблять. Давайте потренируемся.

Прослушайте текст. Почему третьеклассники не смогли правильно объяснить значение?

*Однажды на уроке учительница подошла к доске и написала несколько слов, которые были широко распространены в русском языке 60-70 лет тому назад. Ребятам было предложено дать объяснение каждому из этих слов. *

Вот некоторые из их ответов: Барышник – «дядя, который не работает, а ухаживает за барышнями». Приказчик – «тот, кто издает приказы». Лапотник - «медведь, у которого болят лапы». (Ю. Откупщиков)

**Обсуждение ответов учащихся. **

Какие слова ученики третьего класса поняли неправильно? (барышник, приказчик, лапотник).

Почему это произошло? (слова устарели).

На что опирались школьники при толковании значений? (на похожие по звучанию слова).

А что обозначают на самом деле данные слова?

Слайд 12.

  • Барышник – перекупщик.

  • **Приказчик – наемное лицо у купца или в каком-н. торговом заведении, выполнявшее поручения торгового характера, занимавшееся по доверенности хозяина торговлей в магазине. **

  • Лапотник -  **кто делает лапти; торговец лаптями.. **

Сделаем вывод: как узнать, что обозначает устаревшее слово? (по толковому словарю).

Этап 5.

Рефлексия.

Какова была наша цель? (Узнать, что это за слова и научиться их узнавать и уместно употреблять).

Узнали? Докажите! Найдите устаревшие слова и отгадайте загадку. Загадка.

Поутру с сажень, днём с пядень, а к вечеру через поле хватает (тень).

Этап 6.

Домашнее задание.

Как вы думаете, что вам предстоит сделать дома?

Слайд 13.

(Выписать из художественных произведений 5 предложений с устаревшими словами, произвести синтаксический разбор одного предложения).

Материалы

Материалы.docx Презентация.ppt