Эрудион

Данные задания могут быть использованы при организации недели русского языка в школе, например, как игра между классами одной параллели.

Перед началом игры каждая команда придумывает себе название и выбирает капитана.

Конкурс №1.

Задание выполняется всей командой. На выполнение отводится 10 мин. Понадобится бумага.

  1. Перед вами акростих. Дайте определение этому понятию, опираясь на текст стихотворения.
  2. Определите и докажите, кому посвящен данный акростих.
  3. Выделите черты характера лирического героя и охарактеризуйте его.

Мгновенный снег, когда булыжник узрен,

Апрельский снег, оплошливый снежок!

Резвись и тай,- земля как пончик в пудре,

Ирой огней - как лакомки ожог.

Несись с небес, лишай деревья весу,

Ерошь березы, швабрами шурша.

Ценители не смыслят ни бельмеса,

Bраги уйдут, не взявши ни шиша.

Ежеминутно можно глупость ляпнуть,

Тогда прощай охулка и хвала!

А ты, а ты, бессмертная внезапность,

Еще какого выхода ждала?

Ведь вот и в этом диком снеге летом

Опять поэта оторопь и стать -

И не всего ли подлиннее в этом?

.. . . . . . - Как знать?

(Б.Л.Пастернак, 1929)

Задания № 2 и 3 выдаются одновременно. Задание № 3 выполняется только капитаном команды, задание № 2 - остальными участниками команды. Понадобится бумага, цветные карандаши.

Конкурс №2.

Проиллюстрируйте данное стихотворение, отразив в своей работе идею этого поэтического текста.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь- начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

(А.А.Блок)

Конкурс №3.

Представьте себя Императором / Императрицей и подготовьте устное выступление по теме «О пользе гимназии».

Конкурс №4.

Задание выполняется всей командой. На выполнение отводится 10 мин. Понадобится бумага.

Используя данные рифмы, сочините стихотворение.

______________________________________________случайный

___________________________________________________дана

_________________________________________________тайной

________________________________________________осуждена

________________________________________________властью

________________________________________________воззвал

_______________________________________________страстью

_____________________________________________взволновал

_________________________________________________мною

___________________________________________________ум

________________________________________________тоскою

__________________________________________________шум

В конце заранее выбранное жюри подводит итоги игры.

Рекомендации для оценивания.

Конкурс №1.

АКРОСТИХ - стихотворение, крайние буквы которого (большею частью - начальные) складываются в слова.

Стихотворение Б.Пастернака посвящено Марине Цветаевой.

Черты: неоднозначность (оплошливый снежок, резвись и тай), противоречивость (дикий снег летом), открытость миру (несись с небес, ерошь березы), стремительность (мгновенный снег), чувство собственного достоинства (в диком снеге оторопь и стать).

Конкурс №2.

Необходимо изобразить идею повторяемости, замкнутого круга.

Конкурс №3.

Оценивается выразительность текста, умение его преподнести.

Конкурс №4.

Оценивается выразительность и богатство речи.

За основу взято стихотворение А.С.Пушкина.

Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум.