Причастие как особая форма глагола

Предмет: Русский язык, 6 класс, по учебному комплексу под редакцией С.И. Львовой.

Тип урока: Открытие новых знаний. Развитие умений применять ранее изученные понятия.

Цель как деятельность учеников:

  1. узнать, что такое причастие, и научиться находить их в тексте;

  2. правильно употреблять причастия.

Задачи урока:

  1. развивать умения работать с научными понятиями и текстом;
  2. открыть с применением стратегии «Знаю – Хочу узнать – Узнал (плюс) и технологии проблемного диалога новое знание – существование в языке причастия какособой формы глагола, сочетание в нем признаков глагола и прилагательного;
  3. развивать умения анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;
  4. развивать умение определять цель урока, формулировать учебную проблему;
  5. определять степень успешности работы;
  6. развивать умение работать в парах.

Оборудование урока:

  1. мультимедийный проектор;

  2. персональный компьютер;

  3. раздаточный материал:

    • распечатанные текст «Кратко об интересном»;
  4. презентация в формате PowerPoint.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы с вами выступим в роли исследователей, изучающих русский язык.

Как вы думаете, с чего начинается любое исследование? (с выбора темы).

Тема у нас будет звучать так: «Причастие как особая форма глагола». (Слайд 1).

А что нужно нам предпринять дальше, отталкиваясь от темы исследования? (поставить цели исследования).

Начертим таблицу, в которой будут отражены наши цели и результаты исследования. (Слайд 2)

Знаю Хочу узнать **Узнал ** Плюс

Что следует записать в первую колонку? (то, что мы уже знаем по данной теме). Что вам уже известно по данной теме? (что такое глагол, его признаки). Знаете ли вы какие-то еще формы глагола? (инфинитив, деепричастие). Запишем все наши знания в первый столбец таблицы.

А что новое появляется в теме нашего исследования? (понятие «причастие»). Давайте поставим цели: что мы знаем о каждой части речи и хотим узнать о причастии? (значение этой формы, на какие вопросы отвечает, какие имеет признаки, как образуется, чем является в предложении). Заполним вторую графу таблицы.

Когда мы заполним третью графу? (в конце урока). А о четвертой пока не будем говорить.

II. Операционно-исполнительский этап

Итак, мы записали то, что хотим узнать. Сформулируем теперь четко цели нашего исследования (1. Узнать, что такое причастие. 2. Научиться находить причастия. 3. Потренироваться использовать причастия). (Слайд 3)

Цели намечены. Давайте определим следующий этап нашего исследования.

Что нам необходимо для работы? (найти материал) А что потом? (изучить его, понаблюдать за ним на примерах).

Каким будет следующий этап исследования? (надо собрать материал).

Материалом нам послужит текст (раздается по одном уэкземпляру на парту). (Слайд 4)

Кратко об интересном

Самым древним образцом зубной щётки можно назвать деревянную палочку, разжёванную с одного конца и заострённую с другого. Острый конец использовали для удаления волокон пищи, другой разжёвывали зубами, при этом грубые древесные волокна удаляли с зубов налёт. Делали такие «щётки» из специальных пород дерева,содержащих эфирные масла и известных своими дезинфицирующими свойствами.Кстати, в некоторых уголках Земли до сих пор используются такие «первобытные щётки» — например, в Африке их выделывают из веточек деревьев рода сальвадора.

Вопросы к тексту:

  1. Известен ли вам был изложенный в этом тексте факт?
  2. К какому типу и стилю речи вы отнесете данный текст? (повествование,публицистический).
  3. Почему этот текст все-таки нельзя отнести к научному стилю? (написан доступным широкому кругу читателей языком, есть вводное слово «кстати», предложения постороены так, чтобы заинтересовать читателя – инверсия).

Давайте найдем в этом тексте и выпишем все глаголы (назвать, использовали, разжёвывали, удаляли, делали, используются, выделывали).

Какое значение имеет глагол как часть речи? (обозначает действие).

Посмотрим внимательно на текст. Есть ли в нём слова, которые обладают значением действия,но не похожи по форме на глагол и другие знакомые нам части речи? (разжёванную, заострённую, содержащих, дезинфицирующими).

Мы нашли четыре слова. Какой бы вы задали вопрос к этим словам? (какую? каких?) Какая часть речи отвечает на подобный вопрос? (прилагательное). Что обозначает прилагательное как часть речи? (признак предмета). Давайте внимательно понаблюдаем за нашими словами в тексте и попробуем определить, а каким же они обладают значением? (палочку разжевали – она разжёванная, признак предмета; палочку заострили, она стала заострённой – признак предмета). А есть ли отличие в том, какой признак обозначает прилагательное, и в том, какой признак обозначают выписанные нами слова? (прилагательные обозначают признак, но не от глагола образуются). Сделаем вывод: признаки каких частей речи совмещают наши слова?(прилагательного и глагола). Иначе говоря, наши слова «причастны» и к глаголу,и к прилагательному.

Вы уже, наверное, догадались, что мы с вами выписали из текста и проанализировали значение причастий – объекта нашего сегодняшнего исследования.

Что мы еще хотели узнать о причастии? (признаки) Как нам их узнать? (понаблюдать за причастием, изменять его).

Работа в парах: вспомните признаки глагола и прилагательного и подумайте, какими из них может обладать причастие? (род, число, падеж, является определением в предложении, возможно, будет назван вид). Запишите ваши предположения.

Обмен мнениями. Как вы выявляли признаки?

А где мы можем проверить наши предположения? (в учебнике).

Работа в парах: откройте учебник, стр.54. прочитайте текст параграфа и проверьте свои предположения. (Далее следует обсуждение того, что было названо, потом того, что не было названо ребятами).

Оцените по пятибалльной шкале работу своей пары. Кто себе поставил 5? Кто 4? 3? Почему?

Итак, каков будет следующий этап нашего исследования ? (сделать выводы).

Давайте сделаем выводы, выполнив упражнение 606 (в нем дается таблица, в которую необходимо вписать признаки причастия от глагола и от прилагательного). (Слайд 5) Что получилось? (Слайд 6)

III. Оценочно-рефлексивный этап

Что нам следует сделать, чтобы закрепить знания о причастии? (потренироваться находить причастия в тексте и определять их признаки).

**Задание (выполняется в парах): **распеределите словосочетания по колонкам, выделив в них суффиксы (задание по «Рабочей теради» Г.А.Богдановой). Как вы будете рассуждать, чтобы правильно распределить слова?(определять, от какой части речи образовано и какой обозначает признак –временный или постоянный).

Имя прилагательное Причастие
- -

Висячий замок, плакучие вербы, могучие дубы, стоячая вода, летучая мышь, плавающие листья, летящий шар, дремлющий старик, висящая картина, плачущий малыш, горячий пирожок, горящий костёр, дремучий лес, пленительная улыбка, пленяющий взгляд.

Сверьте свою работу с идеалом. (Слайд 7) Оцените свою работу, если вы допустили ошибки, подумайте, почему так произошло.

Все ли мы выполнили из упражнения? (нет, есть еще вопросы после задания). Какие же суффиксы, опираясь на это упражнение, мы выделяем у прилагательного? (уч, яч,тельн) А у причастия? (ущ, ящ).

Однокоренное слово и синоним к слову «пленительная» подберите самостоятельно.

IV. Итоги урока

Что же из графы «хочу узнать» мы уже узнали? Запишем это в третий столбец таблицы.

А что еще не узнали? (как образуются причастия). Фиксируем этот вопрос в четвертую графу и раскрываем её значение – «хочу узнать (плюс)». Это будет нашей целью на следующем уроке.

V. Рефлексия (раздать маленькие листочки). (Слайд 8)

На листочках по пунктам поставьте оценку: 1. Своей работе. 2.Работе класса. 3.Работе учителя.

У кого все три – 5?

VI. Домашнее задание

Трудно ли было искать причастия? Как вы можете себе помочь в этом? (искать причастия втексте, самим их образовывать – могут быть разные ответы). Домашнее задание вы«зададите» себе сами: либо 1. выписать 7 предложений из художественнойлитературы с причастиями, либо 2.самостоятельно образовать причастия и подобрать подходящее по смыслу существительное – номера 34 и 35 в «Рабочей тетради».

Материалы

Презентация.pptx