Причастие как особая форма глагола

Конспект урока русского языка

Тема урока: «Причастие как особая форма глагола»

Предмет: Русский язык, 6 класс, по учебному комплексу под редакцией С.И. Львовой.

Тип урока: Открытие новых знаний. Развитие умений применять ранее изученные понятия.

Цель как деятельность учеников:

  1. узнать, что такое причастие, и научиться находить их в тексте;

  2. правильно употреблять причастия.

Задачи урока:

  1. развивать умения работать с научными понятиями и текстом;

  2. открыть с применением стратегии «Знаю – Хочу узнать – Узнал(плюс) и технологии проблемного диалога новое знание – существование в языке причастия как особой формы глагола, сочетание в нем признаков глагола и прилагательного;

  3. развивать умения анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

  4. развивать умение определять цель урока, формулировать учебную проблему;

  5. определять степень успешности работы;

  6. развивать умение работать в парах.

Оборудование урока:

  1. мультимедийный проектор;

  2. персональный компьютер;

  3. раздаточный материал:

    • распечатанные текст «Кратко об интересном»;
  4. презентация в формате PowerPoint.

ХОД УРОКА

Этап 1.

I. Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы с вами выступим в роли исследователей, изучающих русский язык.

Как вы думаете, с чего начинается любое исследование? (с выбора темы).

Тема у нас будет звучать так: «Причастие как особая форма глагола». (Слайд 1).

А что нужно нам предпринять дальше, отталкиваясь от темы исследования? (поставить цели исследования).

Начертим таблицу, в которой будут отражены наши цели и результаты исследования. (Слайд 2)

Знаю Хочу узнать Узнал Плюс

Что следует записать в первую колонку? (то, что мы уже знаем по данной теме). Что вам уже известно по данной теме? (что такое глагол, его признаки). Знаете ли вы какие-то еще формы глагола? (инфинитив, деепричастие). Запишем все наши знания в первый столбец таблицы.

А что новое появляется в теме нашего исследования? (понятие «причастие»). Давайте поставим цели: что мы знаем о каждой части речи и хотим узнать о причастии? (значение этой формы, на какие вопросы отвечает, какие имеет признаки, как образуется, чем является в предложении). Заполним вторую графу таблицы.

Когда мы заполним третью графу? (в конце урока). А о четвертой пока не будем говорить.

II. Операционно-исполнительский этап

Итак, мы записали то, что хотим узнать. Сформулируем теперь четко цели нашего исследования.

  1. Узнать, что такое причастие. 2. Научиться находить причастия. 3. Потренироваться использовать причастия). (Слайд 3)

Цели намечены. Давайте определим следующий этап нашего исследования.

Что нам необходимо для работы? (найти материал) А что потом? (изучить его, понаблюдать за ним на примерах).

Каким будет следующий этап исследования? (надо собрать материал).

Материалом нам послужит текст (раздается по одному экземпляру на парту). (Слайд 4)

Кратко об интересном

Самым древним образцом зубной щётки можно назвать деревянную палочку, разжёванную с одного конца и заострённую с другого. Острый конец использовали для удаления волокон пищи, другой разжёвывали зубами, при этом грубые древесные волокна удаляли с зубов налёт. Делали такие «щётки» из специальных пород дерева, содержащих эфирные масла и известных своими дезинфицирующими свойствами. Кстати, в некоторых уголках Земли до сих пор используются такие «первобытные щётки» — например, в Африке их выделывают из веточек деревьев рода сальвадора.

Вопросы к тексту:

  1. Известен ли вам был изложенный в этом тексте факт?

  2. К какому типу и стилю речи вы отнесете данный текст? (повествование, публицистический).

  3. Почему этот текст все-таки нельзя отнести к научному стилю? (написан доступным широкому кругу читателей языком, наличие есть вводное слово «кстати», предложения построены так, чтобы заинтересовать читателя – инверсия).

Давайте найдем в этом тексте и выпишем все глаголы (назвать, использовали, разжёвывали, удаляли, делали, используются, выделывали).

Какое значение имеет глагол как часть речи? (обозначает действие).

Посмотрим внимательно на текст. Есть ли в нём слова, которые обладают значением действия, но не похожи по форме на глагол и другие знакомые нам части речи? (разжёванную, заострённую, содержащих, дезинфицирующими).

Мы нашли четыре слова. Какой бы вы задали вопрос к этим словам? (какую? каких?) Какая часть речи отвечает на подобный вопрос? (прилагательное). Что обозначает прилагательное как часть речи? (признак предмета). Давайте внимательно понаблюдаем за нашими словами в тексте и попробуем определить, а каким же они обладают значением? (палочку разжевали – она разжёванная, признак предмета; палочку заострили, она стала заострённой – признак предмета). А есть ли отличие в том, какой признак обозначает прилагательное, и в том, какой признак обозначают выписанные нами слова? (прилагательные обозначают признак, но не от глагола образуются). Сделаем вывод: признаки каких частей речи совмещают наши слова? (прилагательного и глагола). Иначе говоря, наши слова «причастны» и к глаголу, и к прилагательному.

Вы уже, наверное, догадались, что мы с вами выписали из текста и проанализировали значение причастий – объекта нашего сегодняшнего исследования.

Что мы еще хотели узнать о причастии? (признаки) Как нам их узнать? (понаблюдать за причастием, изменять его).

Работа в парах: вспомните признаки глагола и прилагательного и подумайте, какими из них может обладать причастие? (род, число, падеж, является определением в предложении, возможно, будет назван вид). Запишите ваши предположения.

Обмен мнениями. Как вы выявляли признаки?

А где мы можем проверить наши предположения? (в учебнике).

Работа в парах: откройте учебник, стр.54. прочитайте текст параграфа и проверьте свои предположения. (Далее следует обсуждение того, что было названо, потом того, что не было названо ребятами).

Оцените по пятибалльной шкале работу своей пары. Кто себе поставил 5? Кто 4? 3? Почему?

Итак, каков будет следующий этап нашего исследования ? (сделать выводы).

Давайте сделаем выводы, выполнив упражнение 606 (в нем дается таблица, в которую необходимо вписать признаки причастия от глагола и от прилагательного).(Слайд 5) Что получилось?(Слайд 6)

III. Оценочно-рефлексивный этап

Что нам следует сделать, чтобы закрепить знания о причастии? (потренироваться находить причастия в тексте и определять их признаки).

Задание (выполняется в парах): распеределите словосочетания по колонкам, выделив в них суффиксы (задание по «Рабочей теради» Г.А.Богдановой). Как вы будете рассуждать, чтобы правильно распределить слова? (определять, от какой части речи образовано и какой обозначает признак – временный или постоянный).

Имя прилагательное Причастие

Висячий замок, плакучие вербы, могучие дубы, стоячая вода, летучая мышь, плавающие листья, летящий шар, дремлющий старик, висящая картина, плачущий малыш, горячий пирожок, горящий костёр, дремучий лес, пленительная улыбка, пленяющий взгляд.

Сверьте свою работу с идеалом.(Слайд 7) Оцените свою работу, если вы допустили ошибки, подумайте, почему так произошло.

Все ли мы выполнили из упражнения? (нет, есть еще вопросы после задания). Какие же суффиксы, опираясь на это упражнение, мы выделяем у прилагательного? (уч, яч, тельн) А у причастия? (ущ, ящ).

Однокоренное слово и синоним к слову «пленительная» подберите самостоятельно.

IV. Итоги урока

Что же из графы «хочу узнать» мы уже узнали? Запишем это в третий столбец таблицы.

А что еще не узнали? (как образуются причастия). Фиксируем этот вопрос в четвертую графу и раскрываем её значение – «хочу узнать (плюс)». Это будет нашей целью на следующем уроке.

V. Рефлексия (раздать маленькие листочки).(Слайд 8)

На листочках по пунктам поставьте оценку:

  1. Своей работе.
  2. Работе класса.
  3. Работе учителя.

У кого все три – 5?

VI. Домашнее задание

Трудно ли было искать причастия? Как вы можете себе помочь в этом? (искать причастия в тексте, самим их образовывать – могут быть разные ответы). Домашнее задание вы «зададите» себе сами: либо 1. выписать 7 предложений из художественной литературы с причастиями,

либо 2. самостоятельно образовать причастия и подобрать подходящее по смыслу существительное – номера 34 и 35 в «Рабочей тетради» (под ред. Г.А.Богдановой).

Самоанализ урока русского языка

Преподаватель: Васильева Анна Сергеевна

ГБОУ гимназия №1592

Тема урока: «Причастный оборот. Понятие об обособлении»

Дата проведения урока: 05 февраля 2013 года

класс 6 «Б»

Тип урока: изучение новых знаний

  1. Образовательные задачи урока соответствуют требованиям программы, в ходе урока учащихся получают новые знания по теме, углубляются знания по разделу «Фонетика и орфоэпия», совершенствуется навык грамотного письма.

  2. На уроке решаются задачи развития учащихся: развитие устной и письменной речи, речевой культуры, пополнение словарного запаса, развитие познавательного интереса.

  3. Воспитание потребности выполнения пунктуационных норм в письменной речи. Воспитание чувства товарищества (умение работать в парах)

  4. Главные, доминирующие задачи выделены четко.

  5. Отбор учебного материала осуществлен в соответствии с требованиями государственной программы по предмету и задачами урока. Логика в объяснении нового и повторении пройденного рациональна. Материал урока соответствует принципам доступности, научности, прослеживается связь с жизнью. В содержании урока отобрано главное, существенное. Внимание и деятельность учащихся сконцентрирована на главных, основных моментах. На уроке прослеживаются межпредметные связи: русский язык – литература.

  6. Методы и средства обучения выбраны оптимально. Соотношение самостоятельной работы и работы под руководством учителя распределено рационально. Формированию навыка грамотного письма способствует орфографическая и графическая работа. Используются методы стимулирования познавательных интересов учащихся и методы контроля, что обеспечивает активизацию познавательной деятельности и способствует развитию творческой активности учащихся, а также интереса к предмету.

  7. На уроке сочетаются различные формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная. Учащиеся учатся работать в парах, обсуждать, находить правильный ответ. Коллективный характер учебной деятельности обеспечивается достаточно эффективно, поэтому нет необходимости в дифференцированном подходе.

  8. Для детей четко определена задача урока, объяснен порядок работы для её реализации. Дети обеспечены всем необходимым для решения задач урока. Контроль за выполнением работы в сочетании с самоконтролем эффективен. Деятельность учащихся оценивается объективно, что несет стимулирующий и воспитывающий характер. Накопляемость оценок хорошая, работа над ошибками проводится своевременно. Атмосфера в классе доброжелательная, спокойная, атмосфера сотворчества.

    1. Учебный кабинет соответствует современным требованиям и стандартам обучения, возможности кабинета используются максимально.
    2. Психологическая атмосфера урока благоприятна для решения его задач. Широко используются педагогические возможности и личный пример для достижения наивысших результатов обучения и воспитания.
    3. Работоспособность школьников поддерживается на протяжении всего урока, перегрузки нет.
    4. Процесс взаимодействия учителя с классом, манера общения оказывает благотворное воздействие на учащихся.
    5. Время урока использовано рационально, темп работы оптимален, домашнее задание дано вовремя.
  9. Правильно определен тип урока и его место при изучении курса.

  10. Структура урока выбрана рационально, этапы урока выделены оптимально, последовательность этапов логична и целесообразна, время на каждый этап и элемент урока распределено рационально.

  11. Все поставленные задачи были решены во время урока. На уроке проведена самостоятельная работа, что позволило определить уровень усвоения учащимися нового учебного материала.

  12. Удалось избежать перегрузки школьников, они весь урок были активны и заинтересованы, находились в рабочем настроении.

  13. Данный урок способствует повышению мотивации к предмету, развитию познавательного интереса, творческой активности.

Материалы

Презентация